Новый этап в конфликте банков и цифровых платформ по поводу скидок и финансовых продуктов маркетплейсов: пока Татьяна Ким пишет открытое письмо Центробанку, правительству, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, руководители шести объединений предпринимателей попросили главу ЦБ Эльвиру Набиуллину не ограничивать скидки на маркетплейсах, заявив о возможном ущербе для продавцов товаров
Основатель компании Wildberries Татьяна Ким. Фото: Эрик Романенко/ТАСС
Сооснователь Wildberries Татьяна Ким написала открытое письмо Центробанку, правительству, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации. Его опубликовал «Коммерсантъ».
Как напоминает Татьяна Ким, недавно глава Сбербанка Греф заявил, что маркетплейсы недоплатили налогов на 1,5 трлн рублей, но позже банк объяснил, что речь шла о налогах, которые якобы будут упущены из-за «налогового арбитража» продавцов на маркетплейсах, применяющих спецрежимы.
«Мол, крупные бизнесы платят НДС, а малые — работают по упрощенной схеме. Так малые и средние предприниматели, легально применяющие специальный налоговый режим, стали вдруг в представлениях «Сбера» преступниками», — пишет Ким.
Что касается основной претензии крупных банков, которые просят запретить давать скидки при оплате покупок картами маркетплейсов, Ким напоминает: банки тоже могут давать выгоду по своим картам — например, кешбэк.
«Однако мы не видим у большинства банков желания инвестировать в кешбэк за покупки на маркетплейсах. Ведь, по сути, они будут инвестировать в рост оборотов нашей платформы. А у многих банков есть свои собственные экосистемные маркетплейсы и онлайн-магазины», — продолжает она. Таким образом, тезис о невозможности равноправной борьбы разбивается о фактическое наличие у банков собственных торговых платформ.
Основательница Wildberries уверена: банками движет желание снизить собственные затраты на кешбэк и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов.
Одновременно письмо главе ЦБ Эльвире Набиуллиной направили шесть объединений предпринимателей: Союз интернет-торговли, Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», Региональный общественный центр интернет-технологий, Ассоциация представителей электронной торговли, Федеральное общество сетевой торговли и Ассоциация участников рынка электронной коммерции.
Они просят не запрещать маркетплейсам устанавливать скидки на товары в зависимости от способа оплаты, так как под видом «равного доступа» банки пытаются ограничить маркетплейсы, что приведет к ущербу для бизнеса. По их словам, селлеры регулярно сталкиваются со сложностями в получении финансирования от крупных банков. А финансовые организации маркетплейсов для многих — единственный способ получить деньги на развитие.
Аргументы Ким комментирует владелец и руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» и сети «Иголочка» Борис Кац:
Борис Кац владелец и руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» и сети «Иголочка» «Надо очень внимательно читать не только первоначальное сообщение, вопрос по скидкам, которые есть по картам, а еще и подробный комментарий Сбербанка про то, как они посчитали вот эти неуплаченные налоги. Что они имеют в виду? Проблема в следующем: маркетплейсы на сегодняшний момент используются, как это в профессиональных кругах называется, как налоговый миксер. То есть как площадка, которая превращает огромную триллионную выручку в выручку миллионов мелких продавцов. И что происходит в этом случае? В этом случае государство, вместо того чтобы получить 20% налога на добавленную стоимость, в случае когда продавцы являются фирмами на упрощенной системе налогообложения, получает не 20%, a 6%. И возникает разница в 14% в конечной цене товара. Государство недополучает огромные налоги. Про это Герман Оскарович и сказал. Ведь государство теряет не только на этом: товары, которые сейчас представлены на маркетплейсах, к сожалению, часто несертифицированные, опасные, которые не прошли обязательных проверок качества. Следующий момент: маркетплейсы у себя на складах используют труд самозанятых и имеют экономию на уплате налогов на труд и социальных взносов. Бюджеты территорий недополучают НДФЛ — налог на доходы физических лиц, и у нас возникает дефицит бюджета, социальных фондов. То есть мы с вами все вместе оплачиваем то, что экономят маркетплейсы. Вот, собственно, причина этого конфликта, причина обсуждения. То есть вопрос совершенно не только про скидки на банковские карты, а вопрос именно в целом про то, что маркетплейсы растут, маркетплейсы получают прибыль исключительно за счет того, что они экономят на уплате налогов. В Китае, в Европе маркетплейсы стали агентами по уплате налогов, и, если не платит селлер по какой-то причине, за него это платит маркетплейс».
Конфликт между крупнейшими банками и маркетплейсами вышел в публичное поле на прошлой неделе. Дискуссию об инвестициях маркетплейсов в цену товаров начали «Сбер», ВТБ, Т-Банк, Альфа-Банк и Совкомбанк. Они направили письмо в Госдуму, заявив, что выступают за скидки на маркетплейсах, но связывание их с конкретным платежным инструментом «сужает выбор и может вводить людей в заблуждение».
Речь о том, что покупатель, оплачивая товар на маркетплейсе с помощью финансовых инструментов самих площадок, например карты Ozon или «Яндекс Пэй», как правило, экономит от одного до нескольких сотен рублей.
Банки поддержала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она направила письмо главе Минэкономики Максиму Решетникову, предложив запретить маркетплейсам устанавливать скидки на товары в зависимости от способа оплаты.
В Минэкономразвития сказали, что предложения из письма ЦБ прорабатываются, а в нынешней редакции закона «О платформенной экономике» уже есть возможность регулировать скидки на платформах.
Гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров о слабостях ChatGPTВладелец «Леонардо» Борис Кац о маркетплейсах и будущем офлайн-ретейлаНужно ли ограничить наценку ретейлеров на продукты? Дебаты на Бизнес ФМУправляющий директор RWB Media Борис Пешняк о росте ретейл-рекламы в России Гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко о гражданских дронахГендиректор «Байкал электроникс» Андрей Евдокимов о российских технологиях
Почему Татьяна Ким решила ответить на претензии в форме открытого письма? Рассуждает колумнист BFM.ru Семен Новопрудский:
Семен Новопрудский независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru «Понятно, что маркетплейсы в целом гораздо более публичны, чем банки в таких историях, с одной стороны. С другой стороны, все-таки банки тоже выбрали достаточно публичный путь. Тот же Герман Греф стал одним из инициаторов этой темы, он ее поднимал публично. Это не было открытое письмо, но это было открытое заявление на вполне себе публичном мероприятии. Эльвира Набиуллина тоже публично комментировала эту тему. Все стороны ведут себя по российским меркам вполне публично, и это еще подчеркивает остроту проблемы, потому что ясно, что речь идет о больших деньгах. Причем эти большие деньги, думаю, что для маркетплейсов они даже больше, чем для банков. Кстати говоря, совершенно ясно из этой переписки, что речь идет не только о скидках за покупку по конкретному платежному средству, но и вообще о том, как регулировать платформенную экономику. Онлайн-торговля — это совершенно новая для России сфера, которая растет гигантскими темпами, но, с точки зрения конкурентов, недорегулирована. То есть можно ожидать того, что, например, к этой дискуссии так или иначе потом могут начать подключаться ретейлеры, которые могут оказаться в этой ситуации вполне себе на стороне банков, а не на стороне маркетплейсов. То есть видим, как важно государству вовремя регулировать новую гигантскую сферу экономики, которая оказалась в «серой» зоне с точки зрения ее правового существования».
Почти 80% россиян, опрошенных ВЦИОМ, уверены, что запрет скидок приведет к росту цен на маркетплейсах. Почти две трети россиян — 64% — воспринимают инициативу как несправедливую, сказано в результатах исследования.
Источник: bfm.ru
