
Диапазон снижения штрафов остается тем же, который и планировался — от двух до 10 раз. ФНС не получит права его сузить по своему усмотрению, однако сможет установить правила учета смягчающих обстоятельств. Жалобы сможет рассматривать не "своё" УФНС.
Итоговая версия законопроекта по реализации очередных основных направлений налоговой политики (ОННП), который сегодня Госдума приняла в третьем чтении (1026190-8), содержит иной подход к ограничению снижения штрафов, чем это планировалось изначально.
Напомним, что в настоящее время установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, предусмотренным соответствующей статьей НК. По факту сами налоговики обычно идут на снижение штрафа в два раза.
Но эта норма применяется не только налоговиками, но и судами. Иногда суды делают это весьма существенно. Ранее мы освещали такие примеры: при непредставлении вовремя значительного объема истребованных документов штраф снижен в 35 раз, при просрочке перечисления НДФЛ в один рабочий день – в 100 раз. А за опоздание с СЗВ-М (это, правда, не налоговые правоотношения) суды как-то раз урезали штраф более чем в 500 раз. Согласно судебной практике отягчающие обстоятельства не мешают применять также и смягчающие. При этом смячающие обстоятельства нельзя применять при начислении пеней.
Полномочия по снижению штрафов, в том числе, для судов, в целом, ограничат. Новая редакция нормы будет такой: при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза и не более чем в десять раз по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК.
Изначально хотели также вписать, что снижение будет возможно только "в порядке и в пределах, утвержденных ФНС". То есть, службе хотели делегировать полномочия по дальнейшему ограничению указанного диапазона. Но – передумали.
Вместе с тем, установят, что налоговый орган, рассматривающий дело, при определении размера штрафа учитывает обстоятельства, смягчающие ответственность, с учетом особенностей, утвержденных ФНС. То есть, служба в этот процесс все-таки встрянет – видимо, распишет, какие обстоятельства насколько сильно смягчают ответственность.
Согласно итоговой версии законопроекта также несколько поменяется обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия. В частности, жалобу сможет рассматривать не только вышестоящий налоговый орган, но и уполномоченный налоговый орган (то есть, не "своё" УФНС). При этом лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), будет извещаться о времени и месте ее рассмотрения.
О чем еще новый закон
Общую основную ставку НДС повысят до 22%, также запланировано лишение многих субъектов МСП льгот по страховым взносам.
Появится НДС даже за бесплатное обслуживание банковских карт: введут ли банки комиссии для всех – читайте здесь. Окончательная версия законопроекта также предусматривает, что налоговые уведомления гражданам будут направлять на госуслугах по умолчанию (подробнее). На сведения в личном кабинете на портале госуслуг распространят режим налоговой тайны.
О том, что итоговый текст законопроекта готовит в части НДС для упрощенцев, читайте здесь. Это, среди прочего, снижение порога доходов для уплаты НДС при УСН в течение трех лет до 10 млн рублей в год, в том числе, на 2026 год – до 20 млн. Также предусматривается поэтапное снижение лимита для ПСН, сохранение ПСН для всей розницы и перевозок – вопреки первоначальным планам властей, никто не утратит право на ПСН. О том, что ждет ИТ-сферу согласно итоговой версии проекта, читайте здесь. В частности, сохранится льгота по НДС, урежется льгота по страховым взносам.
Кроме того, как мы уже рассказали, новой версией законопроекта на 2026 год сохраняется пониженная в два раза ставка пени (1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки уплаты налога), начисляемой начиная с 91-го дня просрочки. К счастью, власти передумали сдвигать сроки уплаты налогов на дни перед выходными. Камералки сможет проводить "чужая" налоговая инспекция, также предусматривает теперь законопроект. Сильно расширят критерии отнесения трансграничных сделок к контролируемым. Сейчас контролируются сделки, вторая сторона которых в офшоре из списка Минфина, а будут и те, что совершаются с иностранным лицом или российским представительством из/в стране, где налог на прибыль не выше 15%.
На легкие вина акциз в следующем году поднимется примерно на 30% относительно текущего. На спирт и алкогольную продукцию (кроме легких вин), табак и табачные изделия, бестабачную никотинсодержащую смесь акцизы в 2026 году вырастут на 10-11,5% относительно акцизов, установленных на 2025 год. Рост акцизов на бензин, дизтопливо, моторные масла, автомобили на 2026 год относительно 2025-го составит 5%.
Гражданам не надо будет самостоятельно отчитываться по выигрышам до 15 тысяч (кроме лотереи). Необлагаемые НДФЛ оплачиваемые работодателем командировочные будут включать ДМС за границей. При освобождении от НДФЛ продажи жилья семьями с детьми учтутся недееспособные дети любого возраста, а также те, которые только собираются появиться на свет. Иноагентам повысят налоговые ставки и "отрубят" льготы. Подробнее об этих и других новшествах по НДФЛ – здесь. В Налоговом кодесе заново закрепят понятие имущества, но в целях НДФЛ ничего не поменяется. Снижаются ставки НДФЛ для работающих в России граждан ЕАЭС-налоговых нерезидентов РФ – ставки уравниваются с резидентскими.
Если организация состоит из одного лица, и единственный участник-директор работает без зарплаты, такая фирма больше не сможет быть "безналоговой" – вводятся страховые взносы с МРОТ.
Введут госпошлины за обязательную маркировку товаров в рамках системы «Честный знак». Полный список новшеств, заложенных в этот законопроект, принятый в первом чтении, здесь.
Источник: audit-it.ru
